Социальный фонд "Свободные ресурсы"
Возрождение культуры Среднего Поволжья
Окружная ярмарка социальных и культурных проектов "Саратов-2001"


Резьба и дом


Схема декора деревянного дома
Элементы декора
Домовая резьба в архитектуре Самары








Проект "Возрождение культуры Среднего Поволжья - Домовая резьба по дереву" осуществлялся за счет средств грантового фонда конкурса "Социальное партнерство" Окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов 2001"







Домовая резьба в архитектуре Самары

Известно, что первый геометрический план Самара получила в 1782 году после пожара. Этот план, подписанный князьями М. Долгоруковым и А. Нарышкиным, включал в себя территорию между реками Волгой и Самарой, границами её были современные улицы Самарская и Красноармейская. Существующие и ныне улицы возникали под влиянием двух главных факторов: относительно берегов рек и ворот Самарской крепости. Продольные улицы были проложены параллельно Самарской перебоине, соединявшей реки Самару и Волгу в районе теперешней улицы Комсомольской (бывшей Успенской), пересекающие их улицы шли под прямым углом.

За планом 1782 года последовали регулярные геометрические планы 1804, 1840, 1853, 1894 годов. К очередному плану, прилагались ещё и примерные, образцовые фасады домов, противопожарные требования, а также требования, как бы сейчас сказали, по усилению градостроительной дисциплины.

Образцовые проекты были собраны в альбомы в виде серий проектов домов различной этажности и размеров, учитывая возможности расположения на улице. Кроме того, устанавливались нормы высоты кровель в зависимости от ширины, высоты и длины домов, размеры которых определялись, в основном, исходя из длины бревен. Образцовые проекты, были строго разделены по сословному принципу на дома для именитых, зажиточных и подлых, т.е. плативших подати.

В помощь строящимся издавались различные руководства, что помогало строителям умело вести застройку. Наиболее популярными изданиями, авторами которых являлись известные зодчие того времени, были "Архитектурный альбом для хозяев", "Полная архитектура для городских и сельских хозяев", "Руководство к построению деревянных домов", "Собрание фасадов". Типовые проекты жилых домов тесно увязывались с регулярной геометрической планировкой Самары.

Город становился выразителем различных стилей зодчества. Первая треть ХIХ века - это блестящий и завершающий этап русского классицизма, создавшего градостроительную систему, не имеющую аналогов.

Новый план города, уже губернского, Самара получила в 1853 году. Он был утверждён высочайшем повелением Николая I. Граница города совпадала с нынешней улицей Полевой. На новой территории предусматривалось 50 жилых кварталов: 30 за улицей Ульяновской (Симбирской) и 20 за улицей Братьев Коростелевых (Уральской). Все они предназначались под деревянное строительство. Из множества прямых улиц возникла структура губернского города, которую по праву можно считать образцом регулярной планировки.

Улицы города в самой старой её части, бывшие Большие (главные) улицы, завершались вертикалями церквей над рядовой застройкой на Хлебной площади.

На перекрёстках улиц, на углах, ставились более крупные здания. Выходящие на улицы дома, построенные приблизительно в одно время, имели равную высоту, соответствующую ширине улицы. Великая реформа 1861 года, отменившая крепостное право, положила начало капиталистической реформации России. Приток безземельных крестьян из освобождённой деревни в города, в частности в Самару резко усилился, активно заявил о себе новый класс - буржуазия, начался период расцвета самарского купечества. Торговый люд, вчерашние крестьяне, во многом определяли жизнь и быт города.

Среди преобразований объявленных реформой 1861 года была и отмена обязательного следования при строительстве домов образцовым проектам. Заметно сошло на нет типовое проектирование. Относительная дешевизна земли, изобилие, доступность и простота обработки дерева - всё это способствовало возникновению крупного массива деревянной застройки соответственно крестьянскому укладу жизни.

Купеческий дом выглядел своеобразнее, чем дворянский. Он состоял преимущественно из двух этажей. Первый - кирпичный, второй - деревянный. Комнаты хозяев помещались на втором этаже. Первые этажи занимали функциональные помещения: кладовая, лавка, комната для прислуги, конторка.

Строительство железной дороги привело к ещё большему росту жилищного строительства. Особенностью колорита губернского города стал резкий контраст между каменной застройкой в центре и деревянной - на окраинах.

Вторая половина ХIХ века характеризуется сменой вкусов и лица заказчика: вместо беднейших дворян на передний план выступают разбогатевшие купцы. Заняв командные позиции в экономике, они подчинили застройку города своим интересам и вкусам. Дом в русском стиле стал самым распространённым.

Дорога русскому стилю была проложена. Резная орнаментация изб, мотивы крестьянских уборов, узоры тканей, резьба на прялках, сундуках, лодках - словом, народное деревянное искусство, веками хранившее древние традиции, изжившее себя в городах, вышло на новый, весьма своеобразный уровень.

Наверх 

Copyright © 2002 Социальный фонд "Свободные ресурсы". All rights reserved.
Посылайте свои вопросы и предложения на е-mail: frsf@narod.ru
Hosted by uCoz